На прошлой неделе начальник ГИБДД России Виктор Нилов поделился с общественностью своим видением дальнейшей «профилактики управления транспортными средствами в состоянии опьянения». Предлагаемые им меры будут распространяться только на тех водителей, которые не первый раз попадаются за рулем в нетрезвом виде. А количество подобных рецидивистов растет из года в год - если в 2011-ом было задержано 9,7 тысяч «повторников» (на 11,4% больше, чем в 2010 году), то за первое полугодие 2012-го – уже 5,2 тысячи.
Генерал-лейтенант полиции предлагает бить подобных нарушителей рублем - увеличив для них размер страхования обязательной гражданской ответственности – и карать медициной, путем постановки на учет в наркологических диспансерах. «Некоторые попадаются на пьянке чуть ли не каждый день, накапливая сроки лишения прав на много лет вперед. Фактически это уже больные люди», - отметил Нилов.
Чтобы инспекторам сподручнее было отлавливать пьяных водителей, начальник Госавтоинспекции считает необходимым узаконить так называемые «сплошные проверки на трезвость» - проще говоря, обязать водителей дуть в трубочку – причем, без понятых и протокола.
Однако, несмотря на всю «драконовость» предлагаемых мер, эксперты, опрошенные Autonews, сходятся во мнении, что они вряд ли дадут эффект – и при этом весьма сомнительны с точки зрения законодательства.
Так, например, координатор движения "Общество синих ведерок" Петр Шкуматов уверен, что «штрафного» повышения стоимости ОСАГО будет достаточно легко избежать: «Это не будет работать. Вернее, не будет работать, если ОСАГО останется привязано к машине, а не к конкретному водителю. Ну, будут люди просто покупать «безлимитные» полисы, и все. Мы, например, предлагаем более радикальный и, в тоже время, действенный способ: ввести личностный «коэффициент порядочности» для каждого водителя: попался на нарушении – без разницы, пьяным или еще как-то - плати за страховку больше, так как вероятность страхового случая при такой рискованной манере езды выше. А вот для «безопасных» водителей полис должен стоить дешевле. Сегодня у нас получается ситуация, когда добропорядочные граждане, фактически, платят за лихачей. Что касается второго пункта, то это унылое недоразумение. Ну, поставят на учет – и что? Люди, которые раз за разом садятся за руль пьяными, как правило, маргинальны – им не привыкать».
С ним солидарен и вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский: «Нужно внимательно вчитываться в название самого закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». И помнить, что Конституционный суд России запретил делать винегрет из собственника транспортного средства и владельца ТС. Так что это предложение попросту незаконно - и является попыткой под благовидным предлогом набить сейфы страховых компаний. Что же касается диспансеров, то – в соответствии с Конституцией РФ – все люди равны. И совершенно непонятно, почему пьяных автомобилистов нужно ставить на учет, а тех, кто регулярно устраивает, например, дебоши в ресторанах – нет. А отказ от понятых при освидетельствовании - это прямая дорога к волюнтаризму. Кроме того, это также многократное нарушение российского законодательства. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, ответственность наступает только за отказ водителя проходить медицинское освидетельствование. А вовсе не за нежелание дуть в трубочку. Тем более, эти трубки склонны менять свои показания в зависимости от наличия у водителя пародонтоза, сахарного диабета и так далее».
Отметим, что обсуждаемые меры – далеко не самые крутые из предложенных чиновниками для борьбы с зеленым змием, обуявшим российских водителей. Первый зампредседателя думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков пошел еще дальше - и предложил лишать прав пожизненно, а вместе с правами отбирать и машину.
Эта инициатива депутата вызвала целую бурю комментариев на авто-форумах. Депутата обвиняли в незнании простых реалий жизни: ведь пьяный водитель может управлять машиной по доверенности, а, значит, наказанным окажется ни в чем не повинный хозяин транспортного средства. Autonews обратился за разъяснениями непосредственно к Вячеславу Лысакову: «Это один из обсуждаемых вариантов наказания. Его реализация будет возможно только тогда, когда вернутся старые нормативы оценки состояния алкогольного опьянения. Потому что абсолютного нуля, который требуется сейчас, нет нигде – ни в космосе, ни в лаборатории. Это не приглашение выпить - прошу процитировать меня дословно. Кстати говоря, прежде всего я предлагаю ввести уголовную ответственность – для тех, на кого не действуют нынешние административные 15 суток. А таких людей много, и у них накапливаются гигантские сроки лишения – 20-50 лет. Так что именно над возможной уголовной ответственностью я предлагаю задуматься всем – и прежде всего пьянчугам.
Что касается лишения автомобиля, то изымать транспортное средство необходимо через суд, после чего оно должно быть реализовано. Часть денег, возможно, должна быть передана семье нарушителя.
Что касается доверенности – и вопросов, связанных с ней: сегодня, с введением «писем счастья», институт продаж автомобилей по доверенности практически умер. Поэтому - в чьих руках может оказаться доверенность на автомобиль? Только у знакомого, друга – то есть, человека, которому доверяют. При этом пьянство за рулем у нас скрывать не принято – наоборот, этим бравируют. Так что, владелец машины, скорее всего, прекрасно знает о привычках своего друга. Таким образом, они оба несут ответственность - один не должен пить, а другой должен понимать, кому именно он доверяет источник повышенной опасности».